Текст и предложение
Цель: дать понятия текста и предложения, закрепить на практическом материале.
Задачи: учить детей определять границы предложения; уточнить правило написания предложения; развивать слуховое и зрительное восприятие, внимание, память; воспитывать языковую наблюдательность, любовь к родному языку.
Оборудование: сюжетная картинка, тексты, опорные схемы.
Ход занятия
I. Организационный момент.
Прозвенел и смолк звонок.
Начинается урок.
Все за парты тихо сели.
На меня все посмотрели.
II. Работа по теме. Объяснение нового материала.
1. Беседа о речи.
Логопед. Ребята, как вы думаете, для чего человеку нужна речь?
Дети. Чтобы говорить, передавать вести, общаться.
Логопед. Из чего состоит наша речь? (Предположительные ответы детей.) Сейчас мы это узнаем.
Вывешивается любая сюжетная картинка (например, девочка идёт в лес за грибами) и задаются вопросы по содержанию.
– Куда идет девочка?
– Что у неё в руках?
– Зачем она идет в лес?
– Что делают лесные звери?
Один ребёнок повторяет весь рассказ.
Логопед. Итак, что мы с вами составили?
Дети. Мы составили рассказ о девочке.
Логопед. Рассказ по-другому можно назвать текстом. Текст – это и рассказ, и сказка, и стихотворение, где предложения связаны между собой по смыслу и идут в определенном порядке.
А сейчас я снова повторю рассказ, а вы внимательно послушайте, сколько остановок я сделаю.
Рассказ читается по предложениям.
Логопед. Кто посчитал, сколько остановок я сделала? (Ответы детей). Правильно, я сделала четыре остановки, значит, в нашем рассказе 4 предложения.
– Итак, наш рассказ можно разделить на что? (На предложения.)
– Что же такое предложение? (Предложение – это часть текста между паузами, остановками.)
– Выложите столько полосок, сколько предложений в нашем рассказе. (Выкладывается опорная схема.)
– Кто вспомнит, какое было первое предложение (2, 3, 4)?
2. Дифференциация понятий текст и предложение.
Логопед. Что мы с вами составили? Что такое текст?
Послушайте, что я вам прочитаю: «Мама стирала белье. Белый медведь живет на севере. Мой брат строитель».
– Можно ли это назвать текстом? Почему? (Ответы детей.)
Правильно, в тексте предложения связаны между собой по смыслу.
Физкультминутка
Логопед. Что больше, текст или предложение?
На слово «текст» вы широко разводите руки в стороны, а на слово «предложение» вытягиваете руки вперёд.
Текст, предложение, предложение, текст…
3. Определение границ предложений.
Логопед. А сейчас я вам прочитаю рассказ.
Рассказ читается без пауз, монотонно, как бы одним предложением.
Ватрушка
Мама дала Боре ватрушку. Ватрушка была горячая. Боря положил ватрушку остудиться. А сам стал играть. Прибежала Жучка. Она схватила ватрушку и убежала.
Логопед. Вам все понятно?
Дети. Нет.
Логопед. Что надо сделать, чтобы стало понятно?
Дети. Читать с остановками, с паузами.
Логопед читает текст с остановками.
Логопед. А теперь вы все поняли?
Дети. Да.
Логопед. Что мы показали паузой?
Дети. Что предложение закончилось.
4. Определение границ предложения на письме.
Детям раздаются книги с печатным текстом.
Логопед. А как на письме показывают, что предложение закончилось?
Дети. Ставят точки.
Логопед. Находим, где показано точкой, что предложение закончилось... Итак, вместо паузы на письме ставится точка.
Про неё есть стихотворение Ф. Кривина.
У неё особый пост
В самой малой строчке.
Если Точка – вывод прост:
Это значит – Точка.
Фразу следует кончать,
Если Точка рядом.
Точку надо уважать.
Точку слушать надо.
А. А. Шибаев писал, что точка
Загораживает путь,
Предлагает отдохнуть.
Как же предлагает отдохнуть точка?
Дети. Сделать паузу, набрать воздух для следующего предложения.
Логопед. Как показывают на письме, что началось новое предложение?
Дети. Новое предложение начинается с прописной буквы.
Обращается внимание на схему предложения: /_____ .
Физкультминутка
Дети изображают те движения, о которых говорится в стихотворении.
– Как живёшь?
– Вот так!
– А плывёшь?
– Вот так!
– Как бежишь?
– Вот так!
– Вдаль глядишь?
– Вот так!
– Ждёшь обед?
– Вот так!
– Машешь вслед?
– Вот так!
– Утром спишь?
– Вот так!
– А шалишь?
– Вот так!
5. Знаки препинания в конце предложения.
Логопед. Всегда ли в конце предложения ставится точка?
Послушайте стихотворение В. Орлова «Кто кого?».
– Кто кого обидел первый?
– Он меня!
– Нет, он меня!
– Кто кого ударил первый?
– Он меня!
– Нет, он меня!
– Вы же раньше так дружили!
– Я дружил!
– И я дружил!
– Что же вы не поделили?
– Я забыл!
– И я забыл!
Какой знак мы поставим в конце первого предложения? А в конце второго? Почему?
Итак, если мы что-то спрашиваем, то есть произносим предложение с вопросительной интонацией, то, записывая его, в конце мы должны поставить вопросительный знак. Если предложение произносится с сильными чувствами, например, с волнением, тревогой, восхищением, то при записи его в конце мы обязательно должны поставить восклицательный знак.
Дети в тетрадях вычерчивают схемы предложений.
/_____________ .
/_____________?
/_____________!
6. Составление предложений с различной интонацией по живым иллюстрациям.
III. Итог.
– Чем занимались на уроке?
– Из чего состоит текст?
– Как определить в устной, разговорной, речи, что предложение закончилось?
– Как на письме определить, что предложение закончилось?
– А как определить, что началось новое предложение?
– Какие знаки могут стоять в конце предложения?
– Что такое предложение?
Автоматизация шипящих звуков в речи ребёнка
Закрепление звуков идёт сначала в изолированном произношении, затем – на материале слогов, потом слов, чистоговорок, потешек, скороговорок и текстов.
а) Закрепление шипящих звуков на материале слогов и слов
ША: шапка, шаг, шакал, шайба, шарф, шахта, шахтёр, шашка, шашки, шахматы
ШО-ШЁ: шов, шёл, шёлк, шёпот, шомпол, шок, шоколад, шёлковый
ШУ: шуба, шубка, шум, шут, шутка, шуршит, шутник, шустрый
ШИ: шина, шипы, шить, шиповник, ширь, широко, шибко
ШЕ: шесть, шерсть, шелка, шептать, шелестит, шести т.д.
ЖА: жар, жаба, жаровня, жабо, жасмин, жакет, жарко, жалюзи
ЖО-ЖЁ: Жора, жор, жёлтый, жёлуди, жёрдочка, жёрнов
ЖУ: жук, жучок, журавль, журчит, жужжит, жутко, жупан
ЖИ: жир, живот, жила, жить, животные, Житомир жимолость
ЖЕ: Женя, железо, жезл, желтеть, жена, жесть т.д.
Не лишним будет вспомнить, что звуки [Ш], [Ж] появляются в «ласковых» словах. Пусть ребёнок не только потренируется в произношении шипящих, но и в образовании слов. Предложите ему для начала образовать уменьшительно-ласкательные формы имён: Настя - НастюШа, НастасьюШка; Илья – ИлюШа, ИлюШенька, Оля – ОлюШка и т.д. А теперь такие слова (со звуком [Ш]): голова – головуШка (сторона, изба, борода, ворона, камень, горе, перо, зерно, крыло, солнце, дно, пятно, поле, пальто, трус, заяц, волк, воробей, деревня и т.д.);
(со звуком [Ж]): сапог – сапоЖок (друг, пирог, круг, долг, берег, долг, творог, утюг, стог, флаг, шаг, нога, порог и т.д.)
Здесь же можно вспомнить животных и их детёнышей
Мы в соцсетях: