Консультации для родителей и педагогов
Советы родителям от дефектолога
Советы родителям от дефектолога
Ребенок – это личность.
Необходимо уважать его, не подавлять его желания и интересы, но в случае неадекватных желаний и интересов уметь найти мудрый выход из положения и объяснение.
Если вы хотите иметь хорошие взаимоотношения с детьми, то следуйте следующим советам.
- Не балуйте ребенка, вы его этим портите. Не обязательно делать все, что запрашивает ребенок. Он просто испытывает вас.
- Не бойтесь быть твердыми с ребенком. Он предпочитает именно такой подход. Это позволяет ему определить свое место.
- Не отвечайте на глупые и бессмысленные вопросы. Если вы будете это делать, то вскоре обнаружите, что ребенок просто хочет, чтобы вы постоянно им занимались.
- Не позволяйте дурным привычкам привлекать к ребенку чрезмерную долю вашего внимания. Это только вдохновит его на их продолжение.
- Не делайте для ребенка и за ребенка то, что он в состоянии сделать для себя сам. Он может продолжать использовать вас в качестве прислуги.
- Не требуйте от ребенка немедленных объяснений, зачем он сделал то или иное. Он иногда и сам не знает, почему поступает так, а не иначе.
- Не подвергайте слишком большому испытанию его честность. Будучи запуганным, он легко превращается в лжеца.
- Пусть его страхи и опасения не вызывают у вас беспокойство. Иначе он будет бояться еще больше. Покажите ему, что такое мужество.
- Не давайте обещаний, которых вы не можете выполнить — это поколеблет его веру в вас.
- Не будьте непоследовательными. Это сбивает его с толку и заставляет упорнее пытаться во всех случаях оставить последнее слово за собой.
- Не придирайтесь к ребенку и не ворчите на него. Если вы будете это делать, то он будет вынужден защищаться, притворяясь глухим.
- Не пытайтесь читать ему наставления и нотации. Вы будете удивлены, открыв, как великолепно он знает, что такое хорошо и что такое плохо.
- Никогда даже не намекайте, что вы совершенны и непогрешимы. Это дает ему ощущение тщетности попыток сравняться с вами.
- Не расстраивайтесь слишком сильно, когда ребенок говорит: «Я вас ненавижу». Он не имеет буквально это в виду. Он просто хочет, чтобы вы пожалели о том, что сделали ему.
- Не заставляйте ребенка чувствовать, что его проступки — смертный грех. Он имеет право делать ошибки, исправлять их и извлекать из них уроки. Но если вы будете его убеждать, что он ни на что не годен, то в будущем он, вообще, будет бояться что-то делать, даже зная, что это правильно.
- Не забывайте, ребенок любит экспериментировать. Таким образом он познает мир, поэтому, пожалуйста, смиритесь с этим.
- Не пытайтесь обсуждать его поведение в самый разгар конфликта. По некоторым объективным причинам его слух притупляется в это время, а его желание сотрудничать с вами становится намного слабее. Будет нормально, если вы предпримете определенные шаги, но поговорите с ним об этом несколько позже.
- Не поправляйте ребенка в присутствии посторонних людей. Он обратит гораздо большее внимание на ваше замечание, если вы скажете ему все спокойно с глазу на глаз.
- Не забывайте, что ребенок не может успешно развиваться без понимания и одобрения, но похвала, когда она честно заслужена, иногда все же забывается. А нагоняй, кажется, никогда.
- Дайте ребенку почувствовать, что он родился от вашей любви друг к другу, а не только от сексуального удовольствия. Ссоры между родителями травмируют психику ребенка.
- Если ребенок видит, что вы любите больше брата или сестру он вам не будет жаловаться. Он будет просто нападать на того, кому вы больше уделяете внимание и любви. В этом он видит справедливость.
- Ребенку интересен противоположный пол. Если вы это будете игнорировать и не объясните, как ему поступать, и что ему делать со своими чувствами, то ему об этом расскажут его сверстники и старшие ребята. Будет ли вам от этого спокойно?
- Не пытайтесь от ребенка отделаться, когда он задает откровенные вопросы. Если вы не будете на них отвечать, он, вообще, перестанет задавать их вам и будет искать информацию где-то на стороне.
- Ребенок чувствую, когда вам трудно и тяжело. Не прячьтесь от него. Дайте ему возможность пережить это вместе с вами. Когда вы доверяете ему — он будет доверять вам.
- Относитесь к ребенку так же, как вы относитесь к своим друзьям. Тогда он станет ваши другом. Запомните, что он учится, больше подражая примерам, а не подвергаясь критике.
- Ребенку важно знать от вас что правильно, а что нет. Но более всего ему важно увидеть в ваших поступках подтверждение того, понимаете ли вы сами что правильно, а что нет.
Помните! Ребенок поступает, делает так как он видит! А не так как он слышит. И сколько бы вы ему не говорили, что это или то, делать надо так, он будет делать так, как делаете это вы...
Рекомендации родителям перед началом учебного года
Рекомендации родителям перед началом учебного года
Будите ребенка спокойно. Проснувшись, он должен увидеть вашу улыбку, услышать ласковый голос.
Не подгоняйте ребенка, не дергайте по пустякам, не торопите, умение рассчитать время - ваша задача.
Ни в коем случае не прощайтесь, предупреждая о чем-то. Пожелайте ребенку удачи, подбодрите его.
Забудьте фразу «Что ты сегодня получил?». Встречайте ребенка спокойно, без вопросов, дайте ему расслабиться.
Если ребенок чересчур возбужден, жаждет поделиться с вами - не отмахивайтесь, не откладывайте на потом, это не займет много времени.
Если вы видите, что ребенок огорчен, но молчит, не допытывайтесь, он потом сам все расскажет.
Выслушав замечания учителя, не торопитесь устраивать взбучку. Постарайтесь, чтобы ваш разговор проходил без ребенка. Выслушайте обе стороны - это поможет вам яснее понять ситуацию.
После школы не торопите ребенка садиться за уроки - необходимо 2-3 часа отдыха (1,5 часа сна).
Во время приготовления уроков не сидите «над душой». Дайте возможность ребенку работать самому.
Найдите в течение дня хотя бы полчаса, когда вы будете принадлежать только ребенку! Не отвлекайтесь на домашние дела, телевизор и т.д. В этот момент вам должны быть важны его дела и заботы.
Помните, что в течение учебного года есть критические периоды, когда учиться сложнее, быстрее наступает утомление - это первые четыре недели, конец второй четверти, первая неделя после зимних каникул, середина третьей четверти.
Будьте внимательны к жалобам ребенка на головную боль, усталость, плохое самочувствие - это показатели трудностей в учебе!
Даже совсем «большие» дети очень любят сказку перед сном, песенку, ласковое поглаживание. Это успокаивает, помогает снять напряжение, спокойно уснуть.
Рекомендации для родителей по развитию устного счета
Рекомендации для родителей по развитию устного счета
Математика представляет собой сложную науку, которая может вызвать определенные трудности во время школьного обучения.
Основу из основ математики составляет понятие числа. Однако число, как, впрочем, практически любое математическое понятие, представляет собой абстрактную категорию. Поэтому зачастую возникают трудности с тем, чтобы объяснить ребенку, что такое число, цифра.
В математике важным является не качество предметов, а их количество. Операции с числами на первых порах трудны и не совсем понятны ребенку. Тем не менее, вы можете закреплять счет у детей на конкретных предметах. Ребенок понимает, что игрушки, фрукты, предметы можно сосчитать. При этом считать предметы можно «между делом». Например, на прогулке вы можете попросить ребенка подсчитать встречающиеся вам по дороге предметы.
Известно, что выполнение мелкой домашней работы очень нравится ребенку. Поэтому вы можете повторять с ребенком счет во время совместной домашней работы. Например, попросите ребенка принести вам определенное количество каких-либо нужных для дела предметов. Точно также можно учить ребенка отличать и сравнивать предметы: попросите его принести вам большой клубок или тот поднос, который шире.
Школьный курс математики вовсе не прост. Приобщение ребенка к математике в условиях семьи, во время каникул например, в игровой и занимательной форме поможет им быстрее и легче усваивать сложные вопросы школьного курса.
Играем вместе с детьми
Счет в дороге
Дети очень быстро устают в транспорте, если их предоставить самим себе. Это время можно провести с пользой, если вы будете вместе с ребенком считать. Сосчитать можно проезжающие красные автомобили, количество пассажиров-детей, магазины или аптеки. Можно придумать каждому объект для счета: ребенок считает большие дома, а вы маленькие. У кого больше?
Сколько вокруг машин?
Обращайте внимание ребенка на то, что происходит вокруг: на прогулке, на пути в магазин и т. д. Задавайте вопросы, например: "Здесь больше мальчиков или девочек?", "Давай сосчитаем, сколько скамеек в парке", "Покажи, какое дерево высокое, а какое самое низкое", "Сколько этажей в этом доме?" и т. д.
Мячи и пуговицы.
Понятия пространственного расположения легко усваиваются в игре с мячом: мяч над головой (вверху), мяч у ног (внизу), бросим вправо, бросим влево, вперед-назад. Задание можно и усложнить: ты бросаешь мяч правой рукой к моей правой руке, а левой рукой - к моей левой. Можно расположить пуговицы на листке бумаги, сделать «ковер». В действии ребенок гораздо лучше усваивает многие важные понятия.
Далеко ли это?
Гуляя с ребенком, выберите какой-нибудь объект на недалеком от вас расстоянии, например лестницу, и сосчитайте, сколько до нее шагов. Затем выберите другой объект и также сосчитайте шаги. Сравните измеренные шагами расстояния, - какое больше? Постарайтесь вместе с ребенком предположить, сколько шагов потребуется, чтобы подойти к какому-то близкому объекту.
Угадай, сколько в какой руке
В игре могут участвовать двое и больше игроков. Ведущий берет в руки определенное количество предметов, не больше 10 (это могут быть спички, конфеты, пуговицы, камешки и т. д.), и объявляет играющим, сколько всего у него предметов. После этого за спиной раскладывает их в обе руки и просит детей угадать, сколько предметов, в какой руке.
Счет на кухне
Кухня - отличное место для постижения основ математики. Ребенок может пересчитывать предметы сервировки, помогая вам накрывать на стол. Или достать из холодильника по вашей просьбе три яблока и один банан.
Игры математического содержания помогают воспитывать у детей познавательный интерес, способность к творческому поиску, желание и умение учиться. Проведите свободное время с ребенком с пользой. Играя учитесь! Успехов вам!
Практические рекомендации родителям детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности ребёнка
Практические рекомендации родителям детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности ребёнка
В домашней программе коррекции детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности должен преобладать поведенческий аспект:
- Изменение поведения взрослого и его отношения к ребенку:
– проявляйте достаточно твёрдости и последовательности в воспитании;
– помните, что чрезмерная болтливость, подвижность и недисциплинированность не являются умышленными;
– контролируйте поведение ребенка, не навязывая ему жестких правил;
– не давайте ребенку категорических указаний, избегайте слов «нет» и «нельзя»;
– стройте взаимоотношения с ребенком на взаимопонимании и доверии;
– избегайте, с одной стороны, чрезмерной мягкости, а с другой – завышенных требований к ребенку;
– реагируйте на действия ребенка неожиданным способом (пошутите, повторите действия ребенка, сфотографируйте его, оставьте в комнате одного и т.д.);
– повторяйте свою просьбу одними и теми же словами много раз;
– не настаивайте на том, чтобы ребенок обязательно принес извинения за проступок;
– выслушивайте то, что хочет сказать ребенок;
– для подкрепления устных инструкций используйте зрительную стимуляцию.
- Изменение психологического микроклимата в семье:
– уделяйте ребенку достаточно внимания;
– проводите досуг всей семьей;
– не допускайте ссор в присутствии ребенка.
- Организация режима дня и места для занятий:
– установите твердый распорядок дня для ребенка и всех членов семьи;
– чаще показывайте ребенку, как лучше выполнить задание, не отвлекаясь;
– снижайте влияние отвлекающих факторов во время выполнения ребенком задания;
– оградите гиперактивных детей от длительных занятий на компьютере и просмотра телевизионных передач;
– избегайте по возможности больших скоплений людей;
– помните, что переутомление способствует снижению самоконтроля и нарастанию гиперактивности;
– организуйте поддерживающие группы, состоящие из родителей, имеющих детей с аналогичными проблемами.
- Специальная поведенческая программа:
– придумайте гибкую систему вознаграждений за хорошо выполненное задание и наказаний за плохое поведение. Можно использовать балльную или знаковую систему, завести дневник самоконтроля;
– не прибегайте к физическому наказанию! Если есть необходимость прибегнуть к наказанию, то целесообразно использовать спокойное сидение в определенном месте после совершения поступка;
– чаще хвалите ребенка. Порог чувствительности к отрицательным стимулам очень низок, поэтому гиперактивные дети не воспринимают выговоры и наказания, однако чувствительны к поощрениям;
– составьте список обязанностей ребенка и повесьте его на стену, подпишите соглашение на определенные виды работ;
– воспитывайте в детях навыки управления гневом и агрессией;
– не старайтесь предотвратить последствия забывчивости ребенка;
– постепенно расширяйте обязанности, предварительно обсудив их с ребенком;
– не разрешайте откладывать выполнение задания на другое время;
– не давайте ребенку поручений, не соответствующих его уровню развития, возрасту и способностям;
– помогайте ребенку приступить к выполнению задания, так как это самый трудный этап;
– не давайте одновременно несколько указаний. Задание, которое дается ребенку с нарушенным вниманием, не должно иметь сложную конструкцию и состоять из нескольких звеньев;
– объясните гиперактивному ребенку о его проблемах и научите с ними справляться.
Помните, что вербальные средства убеждения, призывы, беседы редко оказываются результативными, так как гиперактивный ребенок еще не готов к такой форме работы.
Помните, что для ребенка с синдромом дефицита внимания и гиперактивности наиболее действенными будут средства убеждения «через тело»:
– лишение удовольствия, лакомства, привилегий;
– запрет на приятную деятельность, телефонные разговоры;
– прием «выключенного времени» (изоляция, угол, скамья штрафников, домашний арест, досрочное отправление в постель);
– чернильная точка на запястье ребенка («черная метка»), которая может быть обменена на 10-минутное сидение на «скамейке штрафников»;
– холдинг, или простое удержание в «железных объятьях»;
– внеочередное дежурство по кухне и т.д.
Не спешите вмешиваться в действия гиперактивного ребенка директивными указаниями, запретами и выговорами. Ю.С. Шевченко приводит следующие примеры: – если родителей младшего школьника тревожит то, что каждое утро их ребенок неохотно просыпается, медленно одевается и не торопится в детский сад, то не стоит давать ему бесконечные словесные инструкции, торопить и ругать. Можно предоставить ему возможность получить «урок жизни». Опоздав в детский сад по-настоящему, и приобретя опыт объяснений с воспитательницей, ребенок будет более ответственно относиться к утренним сборам;
– если ребенок разбил футбольным мячом стекло соседу, то не стоит торопиться брать на себя ответственность за решение проблемы. Пусть ребенок сам объяснится с соседом и предложит искупить свою вину, например ежедневным мытьем его автомобиля в течение недели. В следующий раз, выбирая место для игры в футбол, ребенок будет знать, что ответственность за принятое им решение несет только он сам;
– если в семье исчезли деньги, не стоит бесполезно требовать признания в воровстве. Следует убирать деньги и не оставлять их в качестве провокации. А семья будет вынуждена лишить себя лакомств, развлечений и обещанных покупок, это обязательно окажет свое воспитательное воздействие;
– если ребенок забросил свою вещь и не может ее найти, то не стоит бросаться ему на помощь. Пусть ищет. В следующий раз он более ответственно будет относиться к своим вещам.
Помните, что вслед за понесенным наказанием необходимо позитивное эмоциональное подкрепление, знаки «принятия». В коррекции поведения ребенка большую роль играет методика «позитивной модели», заключающаяся в постоянном поощрении желательного поведения ребенка и игнорировании нежелательного. Необходимым условием успеха является понимание проблем своего ребенка родителями.
Помните, что невозможно добиться исчезновения гиперактивности, импульсивности и невнимательности за несколько месяцев и даже за несколько лет. Признаки гиперактивности исчезают по мере взросления, а импульсивность и дефицит внимания могут сохраняться и во взрослой жизни.
Помните, что синдром дефицита внимания и гиперактивности – это патология, требующая своевременной диагностики и комплексной коррекции: психологической, медицинской, педагогической. Успешная реабилитация возможна при условии, если она проводится в возрасте 5 – 10 лет.
КАК ПОДГОТОВИТЬ РУКУ РЕБЁНКА К ПИСЬМУ
КАК ПОДГОТОВИТЬ РУКУ РЕБЁНКА К ПИСЬМУ
Давайте поговорим о пальчиковых играх. Именно о них многие взрослые думают только как о развлекательном моменте в воспитании.
Очень важное значение в процессе развития ребёнка имеет развитие мелкой моторики рук: у него улучшается двигательная координация, преодолеваются зажатость, скованность.
Для развития ручного праксиса очень полезны такие упражнения:
- Перебирая пальцами, крутить бруски или карандаш;
- Застегивать и расстегивать пуговицы разного размера;
- Плести косички из жестких ниток;
- Рисовать и штриховать карандашами.
Предложите ребёнку помочь перебрать вам крупу, при этом: сортировать, угадывать с закрытыми глазами, катать крупинки между большим и указательным пальцами, совать пальцы в мешок.
Научите ребёнка перекатывать пальцами одной руки два грецких ореха или камешка, сопровождая это словами:
Научился два ореха
Между пальцами держать.
Это в школе мне поможет
Буквы ровные писать.
Можно предложить ребёнку перекатывать пальцами одной руки или между двух ладошек – шестигранный карандаш:
Карандаш в руках катаю,
Между пальчиков верчу.
Непременно каждый пальчик,
Быть послушным научу.
Возникают проблемы у дошкольников и младших школьников, с умением ориентироваться в пространстве и на листке бумаги. В этом случае можно предложить ребёнку рисование по клеточкам или написать графический диктант:
- Нарисовать в середине листа домик.
- Слева от домика – забор.
- Справа от домика – цветы.
- Перед домиком – машину.
- за домиком - две ёлочки.
- В левом верхнем углу – солнышко.
- В правом верхнем углу – две тучки.
- Самостоятельно раскрасить рисунок.
Для развития мелкой моторики продаются готовые пластмассовые трафареты на разные темы: «Животные», «Птицы», «Овощи» и т.д. Дети обводят их, а затем раскрашивают. Также можно отрабатывать штриховку в разных направлениях. Детям старшего дошкольного возраста предложите выложить из палочек то, о чём говорится в стихотворении:
Я строил рожицу
В зеркале себе.
Рожица смешною
Показалась мне (выкладывать смешную рожицу).
Игры для медлительных детей, направленные на увеличение скорости нервных процессов.
Игры для медлительных детей, направленные на увеличение скорости нервных процессов.
"Артисты бывают разные" Перед тем как объяснять ребенку правила этой игры, поговорите с ним о том, как зрители на концерте или спектакле выражают свое отношение к тому, что видят на сцене. Конечно же они хлопают артистам. Но всем ли одинаково аплодирует зал? Разумеется, нет. Чем больше понравилась зрителям игра артиста, тем громче и быстрее они ему хлопают. Итак, правила данной игры таковы. Представьте, что вы с ребенком пошли в театр или на концерт (для большей правдоподобности можно включить какую-нибудь передачу по телевизору). После выступления каждого артиста вы реагируете на его творчество скоростью хлопков. Чтобы хлопать с ребенком в одном темпе (что гораздо веселей), обменивайтесь с ним своими эмоциями с помощью мимики. Посмотрите друг на друга после смены кадров на экране и изобразите на лице скуку, радость или восторг. Пусть ребенок скопирует ваше выражение лица, после чего начинайте хлопать в соответствующем темпе. Если вы сделали скучающее лицо, то хлопки должны быть очень медленные, как бы просто из одолжения. Радостное - в достаточно быстром темпе. Если же вы, помимо радостного лица, восторженно сложили руки у груди, то изображайте с вашим ребенком бурные аплодисменты, то есть хлопайте так быстро, как только сможете. Примечание. Можно дать ребенку возможность самому придумать то или иное выражение лица, но желательно поменяться местами только после того, как вы сами продемонстрируете ему мимику человека с разными эмоциями.
"Бегу, иду, гуляю" В этой игре ребенок идет по кругу. Скорость, с которой он это делает, зависит от того, какой сигнал подаст взрослый (или другой водящий). Если взрослый поднимает руку вверх, ребенок бежит как можно быстрее, если складывает руки на груди - малыш идет по кругу достаточно ритмично, а если водящий опускает руки вниз, то играющий идет очень медленно, как бы не спеша прогуливаясь. В случае, если ребенок не успевает перестроить свои действия в соответствии с сигналом, он получает штрафное очко. Набравший три штрафных очка считается проигравшим. Примечание. В этой игре будет веселее участвовать, если вы подключите к ней еще нескольких детей. Однако помните, что лучше сначала поиграть вдвоем со своим ребенком, а других (возможно, более быстрых) детей пригласить тогда, когда ваш сын (или дочь) уже освоит правила, чтобы не вызывать у него лишних комплексов. Сигналы для переключения темпа движений можно придумать самостоятельно, а еще лучше поручить это самому ребенку - не сомневайтесь, он обязательно предложит какие-нибудь идеи. "Кошачьи коготки" Все наверняка видели, как кошки, потягиваясь, выставляют свои коготки. Обычно они делают это медленно, получая удовольствие от собственной лени. Однако, если вдруг неподалеку показалась добыча, движения их лапок становятся стремительными. В этой игре ребенок должен сжимать и разжимать пальцы рук в определенном темпе. Сигналом к смене скорости служат слова взрослого. Если взрослый произносит слово "солнышко", то ребенок старается представить себя котом (или кошкой), нежащимся на солнце, и медленно сгибать и разгибать пальцы. Если взрослый вдруг произносит слово "мышь", то ребенок делает те же движения очень быстро, как бы пытаясь не упустить кошачью добычу. Примечание. Если ваша девочка (или мальчик) очень любит животных и отказывается ловить воображаемую мышку, то можно сделать пояснение, что это мышка-игрушка, а не настоящий живой мышонок. "Быстрый дятел" Возьмите вместе с ребенком по листу бумаги и карандашу. Разделите каждый лист на четыре равные части, проведя линии по горизонтали и вертикали. По сигналу (например, по хлопку) начните ставить точки в первом прямоугольнике, каждый на своем листе. По второму сигналу оба остановитесь. Посчитайте количество точек на листе у каждого. Тот, у кого их окажется больше, считается победителем. Следующий кон игры проводите в другом прямоугольнике. Игра получила такое название, потому что стук карандаша о бумагу на столе напоминает стук дятла о кору дерева. Если вам тоже так покажется, то можно войти в эту роль и в шутку похвастаться количеством съеденных червячков или устроить "лесной чемпионат", где вы будете бороться за звание "самого быстрого дятла". Примечание. Так как соперником ребенка в этой игре может выступать взрослый, то позаботьтесь о том, чтобы ваш сын (или дочь) не оказались в роли вечно проигрывающего. Для повышения интереса ребенка нужно обеспечить ему ощущение равенства в игре. Поэтому будет неплохо, если вы иногда поленитесь и позволите ему выиграть. "Обмоталочки" Это народная игра-соревнование, которая интересна и современным детям. Возьмите длинную веревку (не короче пяти метров) и отметьте ее середину узлом. Встаньте с ребенком у разных концов веревки и обвяжите их вокруг пояса. На счет "раз, два, три" начните крутиться на месте, обматывая таким образом себя веревкой. В какой-то момент вы встретитесь. Обратите внимание, у кого на поясе окажется узелок - значит, этот игрок накрутил вокруг себя больше половины веревки. Именно он и считается выигравшим. Примечание. Может быть, вашему ребенку будет интереснее соревноваться в этой игре не с вами, а с другими детьми. Если у вас есть такая возможность, то помогите им организовать "обмоталочки" как соревнование в детской группе. Кстати, у этой игры бывают и другие варианты. Можно наматывать веревку не вокруг пояса, а на запястье руки (только веревка должна быть не слишком толстой). Еще можно наматывать узенькую тесьму (или шнурок) на два карандаша, предварительно закрепив на них концы. "Зеркало" В этой игре один игрок (ребенок) будет зеркалом, то есть будет повторять все движения стоящего напротив взрослого. Водящий делает самые разнообразные движения, то ускоряя, то замедляя темп. Ребенок повторяет их в точности, с такой же скоростью. Примечание. Как известно любому родителю, дети очень любят подражать движениям взрослых, часто имитируют их мимику, походку, действия. В этой игре мы можем воспользоваться их тягой к подражанию, сделав ее полезной для развития скорости движений и внимания ребенка. Чтобы разнообразить эту игру, можно вносить в нее шуточные движения, а также меняться ролями ведущего и игрока в качестве поощрения успехов ребенка. "Запрещенное движение" Эта игра похожа на предыдущую, но в ней есть принципиально новое правило. Сначала взрослый и ребенок договариваются о том, какое движение будет запрещенным. Затем начинается игра, и ребенок повторяет вслед за взрослым все движения, кроме одного. Как только он видит, что взрослый сделал запрещенное движение, то ни в коем случае не повторяет его, а хлопает один раз в ладоши. Если игрок "попадется" (то есть сделает запретное движение) три раза, то он считается проигравшим, и игру можно начинать заново.
Примечание. Эта игра развивает у детей не только внимание, быстроту реакции, но и внутреннее торможение. Возможно, вас удивит такая задача в развитии медлительных детей, ведь кажется, что торможение у них развито гораздо больше, чем нужно. Однако это не так. У медлительных детей велико только внешнее торможение, а сила внутреннего торможения, как показывают исследования, напротив, недостаточна. Автор: Татьяна Ломтева
Игра "Виражи" начинается с того, что вы рисуете дорожки разной формы. На одном конце машина, корабль, ракета, какое-нибудь животное, а на другом конце – гараж, пристань, дом.
Задача игрока, управляющего транспортным средством – как можно быстрее добраться до дома: т.е. карандашом, не отрывая руки прочертить путь по изгибам дорожек, не пересекая и не касаясь их. Внимание ребенка обращается на том, что дорожка не простая, нужно быть внимательным, осторожным. Можно засекать время передвижения с помощью секундомера. Это поможет вам и ребенку по уменьшению времени на выполнение задания, следить, насколько успешно продвигается освоение навыка. Для этого только нужно, чтобы длина дрожек к дому была примерно одинаковой.
Игра "Меткий стрелок" состоит в том, чтобы суметь попасть в цель различными предметами (мячом, стрелами, кольцами). Эта игра способствует развитию не только координации движений и их точности, но и глазомера. Для совершенствования этих навыков следует постепенно уменьшать размер метательных предметов и увеличивать расстояние до мишени.
Чтобы поиграть дома в "комнатный снежок" сначала нужно сделать сам "снежок" Для этого оберните пробку кусочком ваты, перевяжите этот "комнатный снежок" крест-накрест нитками. Привязать к снежку тонкую резинку, свободный конец резинки нужно закрепить на указательном пальце. Игра состоит в том, чтобы подбрасывать и ловить снежок, попадать снежком в середину спинки стула, в намеченное место на полу. Снежок далеко не улетит. Пусть ребенок научится ловить снежок, отскакивающий от цели.
В игру "Кто больше" интереснее играть вдвоем - втроем. На полу рассыпают мелкие предметы (шишки, кубики, игрушки). Играющим детям завязывают глаза, а в руки дают корзиночки. По сигналу дети начинают собирать с пола предметы в свои корзиночки. По сигналу "закончили" им развязывают глаза и определяют победителя по количеству собранных предметов.
Разновидностью игр для тренировки скоростных возможностей детей является игра в ловлю мяча или заменяющего его предмета с одновременным называнием какого-либо заранее оговоренного слова (названия городов, мебель, посуда, названия цветов, животных). Очень нравится детишкам ситуация, когда нужно поймать мяч, если его полет сопровождается называнием чего-нибудь "съедобного" и не ловить, если названный предмет съесть нельзя. Веселят малышей ошибки, когда по ошибке кто-то "проглотит" дом или ежа…
Существенную помощь медлительным детям могут оказать занятия под музыку. С помощью музыкального ритма можно установить равновесие в деятельности нервной системы ребенка, умерить слишком возбужденные темпераменты и растормозить заторможенных детей, урегулировать неправильные и лишние движения. В психологии разработано целое направление "Музыкотерапия для детей". Оно включает специальные программы занятий, в которых различная деятельность детей - пантомима, рисование протекает на "фоне" музыки. Например, дети двигаются под музыку с меняющимся ритмическим рисунком: здесь могут быть и внезапные остановки и возобновление движения с постепенным ускорением или замедлением темпа. Эту игру можно дополнить введением специальных команд. Например, на слово "зайчики", произнесенное взрослым, дети должны начать прыгать, на слово "лошадки" - как бы ударять копытом об пол, на слово "раки" - пятиться, "птицы" - бегать, раскинув руки в стороны, "аист" - стоять на одной ноге и т.д. Игра протекает веселее, когда команды чередуются.
В музыкальной игре "тополь – ива" взрослый договаривается с ребенком о том, что когда звучат звуки нижнего регистра фортепиано, он должен встать в позу "плакучей ивы" (ноги на ширине плеч, руки слегка разведены в локтях и висят, голова наклонена к левому плечу), когда верхнего – в позу "тополя" (пятки вместе, носки врозь, ноги прямые, руки подняты вверх, голова запрокинута назад, смотреть на кончики пальцев рук).
Попробуйте поиграть с малышом с некоторые из предложенных игр, придумайте на их основе свои игры. Помните, что сильная сторона темперамента медлительных детей – планирование. Интуитивно они сами ищут способы, чтобы сделать все заранее, без спешки.
Если ребенок пишет с ошибками
Если ребенок пишет с ошибками
Нередко дети, даже хорошо знающие правила, в диктантах и сочинениях делают ошибки. Из них вырастают безграмотные взрослые, и это, к сожалению, не может исправить последующее образование. Попробуйте сами помочь своим детям, не уповая на школу.
Самое главное правило, как утверждают психологи, звучит так: "ошибка не должна фиксироваться в сознании". Если ребенок спрашивает, как пишется слово, сразу говорите правильно. Недопустимы фразы типа: "здесь пишется не "а", а "о".
Постарайтесь регулярно проводить дома диктанты хотя бы из упражнений учебника. Если ребенок испытывает затруднения или уже выводит неправильную букву, стоя за его спиной, негромко подсказывайте: здесь "о" или здесь "е". Не акцентируйте внимание на неправильном написании, фиксируйте только правильное!
Некоторые современные педагоги, основываясь на теории Тихомирова (которому в 1888 г. Петербургский комитет грамотности присудил Большую золотую медаль), весьма успешно учат детей и взрослых грамотному письму. Ему принадлежат следующие строки: "Если вы хотите, чтобы ваш ребенок грамотно писал, заставляйте его читать, как написано, и не бойтесь, что он будет так же говорить, потому что дети понимают - мы говорим не так, как пишем".
Практическое применение теории более чем простое. Ребенка нужно научить так называемому "орфографическому" чтению. Что это значит?
Любой текст можно разбить на слоги. Каждый слог имеет свою вершину, т. е. гласный звук. Остальные звуки слога, т. е. согласные, произносятся на более низком звуковом уровне. Каждый слог можно назвать отдельной звуковой единицей слова. Практически все дети начинают читать по слогам, и только потом учатся произносить слово целиком. Когда же ребенок овладевает чтением, о слогах он уже не вспоминает. Но чтобы научить его грамотной речи, придется снова обратить его внимание на слоги.
Предложите ему прочитать вслух, громко и четко, какой-либо текст не так, как мы обычно говорим, а так, как пишем. При этом ребенок должен разбить слово на слоги и проговорить его, подчеркивая и выделяя их, но достаточно быстро. А если слово простое, его можно прочесть быстро, не разбивая на слоги. В этом случае одновременно работает зрительная, слуховая и моторная (язык, гортань) память. Затем, когда ребенок сталкивается с этими словами на письме, он мысленно проговаривает их правильно, а, следовательно, и правильно пишет.
"Чтение грамотности" должно быть регулярным, а во время занятий обязательно присутствие кого-то из взрослых, чтобы следить за тем, как ребенок прочитал то или иное слово. Например, слово "который" он произнес так, как мы обычно говорим, т. е. "каторый". Взрослому надо в мягкой форме поправить ребенка и попросить его еще раз прочитать слово.
С детьми в возрасте до десяти лет подобным образом можно заниматься весьма небольшое время, примерно от 5 до 10 мин. Далее моторика уже не работает, и чтение не приносит должного результата. С детьми старше десяти лет можно заниматься чуть больше - примерно 15 мин.
Регулярные занятия, при которых ребенок неоднократно произносит различные трудные для запоминания слова вслух именно так, как они пишутся, формируют у него чувство природной грамотности. Со временем он будет безошибочно писать любые слова, даже самые сложные. Потому что тренированное сознание автоматически улавливает все особенности их звучания.
Аналогично нужно читать и блоки из 15-20 слов, подобранные в орфографическом словаре: громко, четко и не один раз.
Уже через несколько месяцев регулярных занятий вы заметите улучшение в письме ребенка.
Чтением по слогам, с четким произношением каждой буквы необходимо заниматься каждый день. Проверочные диктанты, текстовые и словарные, можно проводить 1- 5 раз в неделю. Проверяя работу ребенка, не подчеркивайте ошибки красным карандашом. Этим вы только закрепляете в памяти неправильное написание. Лучше выпишите слова, в которых сделаны ошибки, и включите их в словарные блоки, читаемые ребенком, а потом снова проверьте в диктанте. Конечно, существуют отработанные, сложные методики развития грамотности. То, что сегодня советуем мы, нетрудно и требует только постоянной, ежедневной работы. Результативность же была проверена неоднократно!
Мы в соцсетях: