ТИПЫ ЛИЧНОСТИ РЕАГИРОВАНИЯ НА СТРЕСС
- Честолюбивый тип.
К этому типу относятся люди с сильной потребностью достижения и успеха. В основном это люди энергичные, подвижные, агрессивные, ориентирующиеся на дело.
Причины стресса: перегрузка, большая интенсивность деятельности и межличностных отношений, недостаточное понимание себя.
- Спокойный тип
К нему относятся безмятежные, спокойные люди; они ориентированы на прошлое, мечтательны и малоактивны, соблюдают баланс между работой и домом, отличаются низкой уязвимостью к стрессу.
Причины стресса: другие люди, требования профессиональной жизни, которые нарушают размеренное течение жизни.
- Совестливый тип
К этому типу относятся люди мелочные, дотошные, педантичные, тщательные. догматичные и стабильные, консервативные и обязательные. Они верят авторитетам и подчиняются традициям.
Причины стресса: люди, нарушающие их планы и стереотипы поведения, изменения привычной жизнедеятельности.
- Неотстаивающий тип.
К этому типу принадлежат люди, которые не могут постоять за себя и отстаивать свои права. Такие люди стремятся угождать другим и избегать межличностных конфликтов.
Причина стресса: внутреннее напряжение на почве межличностных отношений.
- Жизнелюбивый тип.
Люди, относящиеся к этому типу, жизнелюбивы, сильные, энергичные; живут полноценной жизнью, жаждут новых событий и впечатлений; импульсивные и рискованные; характерна частая смена интересов.
Причины стресса: рутинная скучная работа, чрезмерное внутреннее напряжение.
- Тревожный тип
Люди, принадлежащие к данному типу, испытывают беспокойство по поводу возможных неудач, ориентированы на будущее и чрезмерно рефлексируют, характеризуются высоким внутренним напряжением при низкой самооценке.
Причины стресса: ответственная работа, резкие изменения в жизни.
Прогрессивная мышечная релаксация Ж. Джекобсона.
Релаксация мышц рук.
Упражнение № 1. Примерно пять минут спокойно лежите в исходной позиции. Затем согните левую руку в запястье так, чтобы ладонь встала вертикально, удерживайте ее в таком положении несколько минут; предплечье остается неподвижным. Следите за ощущением напряженности в мышцах предплечья. Расслабьте руку, позволив кисти под собственной тяжестью опуститься на покрывало. Теперь ваша рука не может не быть расслабленной - после подобного напряжения мышц расслабленность является физиологической потребностью. В течение нескольких минут следите за ощущением расслабленности в кисти и предплечье. Повторите данное упражнение еще раз. Затем проведите полчаса в состоянии покоя. Самое главное - научиться распознавать ощущения напряженности и расслабленности.
Упражнение №2. На следующий день повторите предыдущее упражнение. После второй релаксации руки согните ее в запястье в направлении от себя (то есть иначе, нежели прежде), пальцами вниз. Оставшееся до часа время расслабляйтесь.
Упражнение №3. Сегодня вы отдыхаете. Занимайтесь только расслаблением, при этом следите за ощущениями в левой руке (она расслаблена или время от времени вы чувствуете в ней напряженность?).
Упражнение №4. К первому и второму упражнениям присовокупим опыт с флексором локтевого сустава. Левую руку согните в локте под углом 30 градусов, то есть приподнимите ее от покрывала. Повторите эту операцию трижды в течение примерно 2-х минут с последующими релаксациями на протяжении нескольких минут. Остаток часа расслабляйтесь.
Упражнение №5. Повторите все предшествующие упражнения. Затем будем тренировать трицепс. Вы добьетесь напряжения в этой мышце, если, положив под предплечье стопку книг, будете волевым усилием давить на них лежащей рукой. Трижды чередуйте напряжение и расслабление (для релаксации отведите руку от корпуса, за книги, используемые вами как вспомогательное средство). Остаток часа расслабляйтесь.
Упражнение №6. Час повторения. Займитесь известными вам четырьмя упражнениями для левой руки.
Упражнение №7. Данное упражнение покажет вам, насколько успешно вы овладели всеми предыдущими. Ваша задача - лежать спокойно, вытянув руки вдоль тела. Добиваться напряжения вы будете, не двигая левой рукой, исключительно концентрацией на ней своего внимания. Примерно полминуты сосредотачивайтесь на напряжении, затем переведите его в расслабление. Повторите это несколько раз. Остаток часа опять же расслабляйтесь.
В дальнейшем то же самое проделайте с правой рукой (то есть всего семь упражнений).
Релаксация мышц ног.
Можно начать с повторения упражнений для рук, но делать это вовсе не обязательно. Если вы уже научились распознавать напряжение и расслабление в каждой группе мышц и способны управлять этими процессами, то можете сразу приступать к релаксации. Итак, расслабьтесь всем телом, тренировать будете только ноги (сначала левую, потом правую).
Упражнение №1. Согните ногу в колене - напряжены мышцы в верхней части ноги и под коленом. Тренируемся в трехкратном чередовании напряжения и расслабления.
Упражнение №2. А теперь наоборот, выгибаем конечность носком к себе. Напряжение и расслабление икры.
Упражнение №3. Напряжение и расслабление в верхней части бедра - тренируемая нога свисает с кровати (дивана и т Д.). тем самым вы достигаете напряжения. Затем верните ногу в исходную позицию и сосредоточьтесь на расслаблении.
Упражнение №4. Напряжение в нижней части бедра - достигается сгибанием ноги в колене.
Упражнение №5. Напряжение в области тазобедренного сустава и живота - приподнимите ногу таким образом, чтобы был согнут только тазобедренный сустав.
Упражнение №6. Напряжение ягодичных мышц - положив под колено несколько книг, усиленно надавливайте на них.
Данные шесть упражнений разрядите одним или двумя занятиями на повторение, либо предусмотрите одно занятие, посвященное исключительно релаксации.
Релаксация мышц туловища.
Упражнение № 1. Мышцы живота - выполняем следующим образом: либо сознательно втягиваем живот в себя, либо медленно поднимаемся из положения лежа в положение сидя.
Упражнение №2. Мышцы, расположенные вдоль позвоничника - напряжение достигается посредством прогибания и выгибания в пояснице (в положении лежа на спине).
Упражнение №3. Мышцы дыхательной системы. До начала упражнения рекомендуется осуществить примерно получасовую общую релаксацию. Затем проведите серию глубоких вдохов и выдохов. При этом вы постоянно будете ощущать напряжение, возникающее в грудной клетке при вдохе (возможно, что на первых порах вы будете отмечать лишь напряжение под грудиной; благодаря тренировкам вы легко научитесь распознавать его и в других частях грудной клетки). Когда вам станет ясна общая картина напряжения в процессе глубокого дыхания, вы сможете определить его и при нормальном дыхании. Цель данного упражнения - не контроль дыхания (как в ряде других релаксационных методик), скорее наоборот - речь идет о том, чтобы избавить этот процесс от произвольного влияния волевых факторов, с тем, чтобы он функционировал абсолютно спонтанно.
Упражнение №4. Релаксация мышц плеч. Подразумевает приобретение нескольких навыков. Скрестив вытянутые вперед руки, вы зафиксируете напряжение в передней части грудной клетки; посредством вращения плеч назад - напряжение между лопатками, поднятием их - напряжение по бокам шеи и в верхней части самих плеч.
Напряжение в левой стороне шеи достигается наклоном головы влево, в правой - вправо. Фиксация его в передней и задней сторонах имеет место при наклонах головы вперед и назад. Данное упражнение на релаксацию плеч можно делать в один прием, но можно и поэтапно. Упражнения на релаксацию туловища в целом следует проводить примерно неделю (если вы посчитаете нужным закрепить некоторые навыки, в таком случае предусмотрите занятия, посвященные исключительно расслаблению).
Релаксация мышц глаз.
Упражнение №1. Напряжение в области лба - достигается сдвиганием кожи на лбу в морщины.
Упражнение №2. Напряжение мышц век - сдвигаем брови, глаза плотно закрыты.
Упражнение №3. Напряжение глазодвигательных мышц - при этом мы ощущаем напряжение в глазном яблоке. При закрытых глазах смотрим вправо, влево, вверх, вниз. Тренируемся до тех пор, пока не будем способны четко распознать напряжение, а тем самым и избавиться от него (то есть расслабить данные мышцы).
Упражнение №4. Напряжение глазодвигательных мышц - овладев предыдущим упражнением, откройте глаза и следите за тем, что происходит, когда вы переводите взгляд с потолка на пол и наоборот. Прочувствуйте напряжение и расслабление.
Релаксация лицевых мускулов.
Упражнение №1. Стиснув зубы, проследите во всех деталях за сопутствующим этому напряжением. Расслабьтесь. Повторите упражнение несколько раз.
Упражнение №2. Откройте рот. Какие мышцы напряглись при этом? Вы должны ощутить напряжение перед ушными раковинами, но только более глубоко.
Упражнение №3. Обнажите зубы, следите за напряжением в щеках. Расслабьтесь.
Упражнение №4. Округлите рот, как бы говоря "ох!", прочувствуйте напряжение, затем расслабьте губы.
Упражнение №5. Отодвинув язык назад, следите за напряжением, расслабьтесь.
Релаксация умственной деятельности.
Через четверть часа после полной релаксации представьте (с закрытыми глазами), что видите потолок и пол помещения, в котором находитесь. Если воображаемое вами результативно, вы ощутите то же мышечное напряжение, которое испытали бы при выполнении этого задания "наяву". Расслабьтесь на пять-десять минут. Затем вообразите себе стену слева от вас и справа. Цель - выработка умения вызывать интенсивный мысленный образ, а тем самым и напряжение в соответствующих группах мышц.
В дальнейшем (опять же после релаксации) представьте себе, что мимо вас проезжает автомобиль. Подобным образом можно упражняться с любыми движущимися предметами; можно вообразить, будто идет поезд, пролетает самолет или птица, катится мяч и т. п. Прочувствовав напряжение в глазах при мысленных представлениях движущихся объектов, сосредоточьтесь на представлениях напряжения глазных мышц при "наблюдении" за неподвижными объектами, например, вообразите себя за чтением какой-либо книги. Такой подход ведет к "вычищению мыслей" - уже во время или после упражнения вы почувствуете, что ваши мысли как бы улеглись, перестали вас волновать, ни одна из них не мелькает в вашем мозгу.
Для умственного успокоения Джекобсон рекомендует представить себя разговаривающим с другими людьми. В случае интенсивности воображаемого вы ощутите напряжение в области языка, горла, на губах, а в отдельных случаях и напряжение челюстей.
От кого или от чего учителя больше всего устают?
- Да от самих себя, любимых и неповторимых.
- Оттого, что не могут организовать свою жизнь по-другому или реорганизовать ее.
- Устают оттого, что нет привычки иметь увлечения или хобби.
- Оттого, что ленятся заниматься собственным здоровьем.
- Оттого, что не умеют отказываться от навязываемых обществом и культурой сомнительных идеалов.
- Оттого, что боятся быть самими собой, не оправдывая тем самым ожиданий общества.
- Учителя устают потому, что сами взваливают на себя слишком много нагрузок, не умеют отдыхать и почти разучились радоваться жизни.
- А еще учителя устают от своей психологической безграмотности, от нежелания постоянно учиться общению, от неспособности взглянуть на себя со стороны и провести необходимую коррекцию, психологический и психический ликбез.
И поэтому увязают в отрицательных эмоциях, межличностных конфликтах, тонут в негативе, постепенно опускаясь в хронический пессимизм и депрессию.
Как же разрешить создавшуюся ситуацию?
— Хватит жаловаться на жизнь, на мир вокруг, на бесконечные проблемы нашего времени. Проблемы у людей были всегда, в любые времена. И нам трудно судить, легче или тяжелее были проблемы у наших предков.
— Задайте себе вопрос, в какие доисторические времена вы хотели бы жить: во времена татаро-монгольского ига, или во времена Ивана Грозного, или во время Октябрьской революции 1917 года, или быть может, в сталинские времена? Либо поближе: во время Второй мировой войны или в послевоенное время? Когда?
Получается так, что лучше нашего времени ничего и нет. Просто педагоги устают от однообразия жизни и от самих себя.
Несколько советов по отношению к своей работе; по отношению к самому себе и к своей жизни; по отношению к миру вокруг.
ПРОСТЫЕ КОРОТКИЕ СОВЕТЫ НА КАЖДЫЙ ДЕНЬ
Не сетуйте на жизнь. Не жалуйтесь на судьбу. Вы ее строите сами. Ни в коем случае не сидите и не пересиживайте. Делайте хоть что-нибудь. Не хнычьте, а действуйте. Не хандрите, а предпринимайте что-то реальное.
Пришли с работы очень уставшими – поваляйтесь на ковре, но не просто так, а перекатывайтесь на обычной пластиковой бутылке из-под минеральной воды или на мячике. Это – великолепный массаж спины и позвоночника.
Успевайте жить! Да-да, просто жить! К сожалению, часто мы успеваем лишь работать и выполнять многочисленные обязанности и, забываем при этом жить.
Непременно планируйте на каждую свою неделю жизни какое-то дело, которое принесет вам радость.
Всегда шутите со своими учениками. Просто шутите с ними всегда. Закончив школу, наши ученики могут забыть грамматические правила и сложные формулы. Но наши хорошие добрые шутки они будут потом вспоминать. Помните: ученик выжил, потому что смеялся. И еще: учитель выжил, потому, что смеялся со своими учениками.
Преподносите себя ученикам, родителям, коллегам и школьной администрации. Всем своим видом выражайте стопроцентную уверенность в себе. Плечи должны смотреть в небо, а не в землю. Долой сутулость! Голова высоко поднята. Походка уверенная и спокойная. Никакой суетливости и нервозности. При этом смотрим в глаза и улыбаемся.
Всегда следите за выражением своего лица. Лучше, если оно будет доброжелательно-спокойно-уверенное.
Обязательно выбирайте 15 – 30 минут в день для личного отдыха в полном одиночестве и тишине. Никаких дел и никого вокруг. Это – ваши минуты! И ваша задача – организовать их для себя.
В любом событии, явлении, человеке ищите что-то положительное.
Введите разумный баланс в свою жизнь: работа, отдых, семья, любимые дела. Не позволяйте перекосам в ту или иную сторону перекосить вашу жизнь. Планируйте, рассчитывайте, соизмеряйте и составляйте разумный ее баланс.
Создайте свою собственную (или позаимствуйте у умных людей уже имеющуюся) систему во всем: в работе, отдыхе, заботе о собственном здоровье.
Найдите друзей, заведите друзей, имейте друзей, берегите друзей!
На работе пропагандируйте и практикуйте только деловой стиль общения с окружающими вас людьми.
Заводите и практикуйте в любой аудитории только хорошие манеры. Тренируйте, натаскивайте на это всех участников классного и внеклассного общения, и себя в первую очередь. Не надо владеть классом, надо владеть лучшими манерами общения с учениками.
Не стоит все время говорить на своем уроке. На каждом уроке устраивайте себе «Минуту молчания», и лучше не одну, а несколько, предоставляя своим ученикам возможность высказаться и поразмышлять вслух.
Скучно на уроке вам – скучно и нудно вашим ученикам. Боритесь со скукой на уроке всеми возможными средствами. Не работайте скучно и тяжело. Не живите неинтересно и беспросветно. Обогатите свои уроки. Разнообразьте собственную жизнь. Интересно вам – интересно детям. Скучно, нудно и невыносимо вам, ученикам – сложнее и скучнее вдвойне.
Просто любите своих учеников, искренне и без всяких условий. Хотя и нет гарантий, что в ответ получите то же самое.
Не требуйте и не ждите от своих учеников благодарности. Дети не могут испытывать это чувство. Не у всех взрослых такое получается.
Перестаньте считать своих учеников плохими, тупыми и хулиганистыми. И они перестанут таковыми быть. Ведь на самом деле они, скорее всего, обычные, нормальные дети, непослушные, подвижные и активные. Дети такими и должны быть.
Не ищите виноватых, а ищите решение проблемы.
На каждом уроке перед вами возникает альтернатива – быть оптимистичным и успешным учителем или хмурым и неуспешным. Выбирайте оптимизм и успех. Не прогадаете!
Держите себя не просто в рамках, а в оптимистических рамках. Не разрушайте свою жизнь собственным пессимизмом.
Каждый рабочий день, на каждом своем уроке мыслите позитивно. Просто выбросите все негативные мысли из головы.
Наденьте на себя красивую одежду и счастливое лицо. И пусть ваша жизнь будет красивой и счастливой. Только не забудьте, что сделать собственную жизнь таковой можем и должны только мы, мы сами.
Не совершайте на работе ежедневный подвиг, а просто работайте профессионально и спокойно.
Если в вашей работе постоянно возникает много разных проблем, значит все идет нормально, значит, вы действительно работаете, а не предаетесь безделью.
Всегда стремитесь быть финансово независимыми. Умейте заработать и иметь свои собственные деньги. При этом не тратьте столько, сколько зарабатываете.
Не идеализируйте мир и людей вокруг. Не ожидайте, что окружающие вас люди изменятся. Такое вряд ли случится. При необходимости меняйтесь сами. Это – гораздо надежнее и реальнее.
Не обижайтесь на весь мир. Мир вокруг нас такой, какой он есть, ни плохой, ни хороший. А мы, люди, конечно же, несовершенны. Зато мы живые и реальные.
Не воспринимайте критику в свой адрес как трагедию или как личную обиду. Лучше задумайтесь над ней и попытайтесь взглянуть на себя со стороны.
Не мечтайте о жизни без проблем, жизни тихой и спокойной. Такая бывает только на кладбище.
Не стоит страстно хотеть то, что есть у других. А стоит просто ценить то, что имеете вы. Такое получается только у счастливых людей.
Не ждите светлое будущее, а наслаждайтесь имеющимся настоящим.
Помните, ваши лучшие годы проходят сейчас.
Выбросите из головы все негативные воспоминания о прошлом и перестаньте заранее переживать о будущем. Живите здесь и сейчас.
Хотите почувствовать прилив сил и энергии, улучшение самочувствия и повышения общего тонуса организма? Искренне порадуйтесь за другого человека. Просто порадуйтесь за другого – и все.
Если успех к вам не приходит, найдите, что его блокирует. Снимите эти блоки. Они обычно – в нашей голове, в наших мозгах.
Иногда в нашей жизни, увы, происходят просто нелепости. И с вами они будут случаться постоянно. Но, не стоит зацикливаться на них. Посмотрите, сколько «лепостей» вокруг нас и оцените их!
Жизнь нам дается один раз, и прожить ее надо так… Люди давно спорят и решают, как именно. Ну, в общем надо просто жить! И, пожалуйста, сами точно решите для себя, как именно. Так и живите!
Полюбите себя и свою работу. Примите себя таким, какой вы есть. Примите всем сердцем, всей душой. И сделайте то же самое со своей профессией, со своей работой.
Всегда хвалите своих учеников. А если не за что, то находите, за что. Просто хвалите, и все.
Умейте адаптироваться. В нашей современной жизни надо не только постоянно учиться, но еще уметь и переучиваться. Находите в себе мужество пересмотреть собственные взгляды, перестроить шаблоны своего поведения, переоценить ценности. А любые изменения в жизни начинаются с нашего решения изменить себя, с нашей воли и самодисциплины.
Собственным негативом, постоянной критикой кого-то и чего-то, использованием в своей речи грубых слов, мы сами разрушаем собственную жизнь, медленно и на первый взгляд незаметно. Сократите употребление грубых слов, резких критических замечаний, уберите злословие и сквернословие из собственной речи.
Не решайте глобальных проблем человечества на своем уроке и в своей жизни. Не пытайтесь на собственных уроках моделировать всю систему российского образования, лучше сделайте качественнее свой урок. Не следует на своей работе пытаться кардинально изменить современных детей, одним махом перевоспитав их. Лучше заняться самовоспитанием, личностным ростом и духовным совершенствованием.
После неудачи или провала не переживайте, а начинайте все сначала.
Делайте все возможное для достижения своих целей. Но если все же не получилось, не стоит переживать. Просто скажите себе: «Я сделал все, от меня зависящее. А что переживать за то, что от меня не зависит, и чего я изменить не могу?!» и двигайтесь дальше с оптимизмом.
Десять секретов успешного проведения родительского собрания (памятка для педагога)
Родительское собрание является необходимым атрибутом школьной жизни. Как сделать его интересным и продуктивным? Они могут оказаться особенно полезны классному руководителю.
1. Для проведения родительского собрания выберите наиболее благоприятный день и час и постарайтесь, чтобы на это время ни у вас, ни у родителей ваших учеников не было запланировано никаких важных дел, интересных телепередач и т.п.
2. Определите одну наиболее важную проблему, касающуюся учеников вашего класса, и на ее обсуждении постройте разговор с родителями.
3. Особое внимание обратите на размещение родителей в классе. Например, можно расставить столы и стулья по кругу, чтобы все участники родительского собрания хорошо видели и слышали друг друга.
4. Подготовьте визитки с именами родителей, особенно в том случае, если они еще недостаточно хорошо знают друг друга.
5. Вместе с родителями придумайте правила для участников собрания. Например: снимать верхнюю одежду обязательно; не допускается молчания при обсуждении проблемы; отвергая предложение (мнение), необходимо вносить встречное; называть друг друга по имени и отчеству или только по имени и т.д.
6. Берегите время людей, приглашенных на собрание. С этой целью установите регламент и строго следите за его соблюдением.
7. В ходе собрания используйте игры и групповые формы организации взаимодействия родителей.
8. Сделать общение на собрании непринужденным и откровенным может помочь чашка чая.
9. При обсуждении проблемных вопросов опирайтесь на жизненный и педагогический опыт наиболее авторитетных родителей, на мнение членов родительского комитета и совета школы.
10. Стремитесь к тому, чтобы на собрании были приняты конкретные решения.
Если дисциплина — проблема…
Проблема дисциплины стоит перед учителем всюду — в школе и в детских садах, в первом классе и в одиннадцатом. Она актуальна и для молодых, и для опытных учителей. Уже после первых дней педагог осознаёт: у ребят есть сотни способов мешать уроку, «заводить» класс и исподтишка срывать объяснение материала.
Именно исподтишка! Например, мычанием: как узнать, кто мычит, если равномерный гул начинается сразу, стоит нам открыть рот, и упрямо продолжается, пока мы его, то есть рот, не закрываем? Мы в растерянности, но эта растерянность сопровождается звенящей тишиной и устремлёнными на нас послушно-издевающимися глазами.
Или так: стоит повернуться к доске, — из-за спины раздаётся гудение, сопение, шёпот, и всё это увенчивается каким-то подобием художественного свиста. Педагоги-мастера знают: показывать классу спину нельзя, ибо это пролог к разрыву всех отношений. Но где их, мастеров, взять?
Вчерашняя выпускница вуза, налетая на всё по пути, добежала на перемене до учительской: «Не пойду я к ним больше! Я им что, девочка?!» Оказалось, у неё на столе ретивые семиклассники разложили всю атрибутику детской песочницы, не забыв посадить резиновую куклу на учительский стул. Она вошла в класс и увидела на доске: «Превед, Леночка!» (А та почему-то решила, что называться Еленой Викторовной — это педагогический крест.) Вот теперь и «не девочка».
А что прикажете делать, если испытывать учителя «на слабо» — любимое дело каждого класса и каждого ученика, у которого усы — только в проекте?
Существуют три способа реагировать на «неподходящее» поведение воспитанников.
1. Невмешательство. Учителя в лучшем случае разъясняют, что случилось, когда всё уже случилось, рассчитывая, что дети сами постепенно научатся управлять своим поведением.
2. Контроль. Учителя очень похожи на начальников: они требуют, командуют, направляют. Основные методы воздействия — угрозы и шантаж: «Если ты не замолчишь, я…» (далее называется наказание, демонстрирующее хорошее знание «слабых мест» каждого).
3. Взаимодействие. Учителя берут на себя роль ненавязчивого лидера, каждый раз ставящего ребёнка перед необходимостью осознанного выбора и ответственности. Они включают самих ребят в процесс установления правил. Программа дисциплины строится на повышении самоуважения учеников с помощью стратегии поддержки.
Когда мы говорим, что конкретное поведение — это один из выборов человека, мы тем самым получаем силу, чтобы начать влиять на решение наших учеников вести себя гораздо эффективнее. Большинство ваших учеников прекрасно знают, как они себя ведут и какой эффект имеет такое поведение.
Учитель — всего лишь человек, и имеет право быть агрессивным. Имеет право, но… только в своём воображении. Кроме того, наш гнев — то, чего добивается ученик, жаждущий власти. Ребята всегда готовы играть, когда делают что-то неподходящим образом. Они быстро вызывают у нас реакцию гнева, ведь ради него игра и затевается.
Ученики, наши дети, выбирают разные модели поведения, чтобы чувствовать свою значительность и важность в разных группах: в семье и в классе, в драматической студии и в спортивной секции. Когда нам, педагогам, воспитателям и родителям, удаётся распознать за их «плохим поведением» важнейшую для них потребность «быть включённым» в социально значимые процессы и группы, мы начинаем искать пути помощи в выборе более подходящих видов поведения.
Поведение учеников: законы
Где бы вы ни работали — в детском саду, в школе или высшей школе, — сталкиваясь с «плохим поведением» воспитанников, вы спрашивали себя: как поскорее прекратить то, что мешает занятиям? Как уберечь хороших учеников от влияния дурных и убедить их продолжать хорошо себя вести? Как сделать, чтобы пассивные ученики отвечали на уроках? Чтобы получить ответ, познакомимся с тремя основными законами, которым подчинено поведение ребят.
I закон. Ученики выбирают определённое поведение в определённых обстоятельствах
1. Вера Сёмушкина опаздывает на все уроки английского и не торопится поднимать руку при опросе. Почему?
2. Света Петрова очень любит, когда её хвалят учителя, и сделает ради похвалы любую работу. Почему?
3. Дина Смольникова всегда с готовностью остаётся после уроков для любой внеклассной работы. Почему только она?
4. Коля Харитонов тихо бормочет ругательства на геометрии, но с удовольствием слушает объяснение учителя на уроке истории. Почему?
Ответ прост: потому что они выбрали в тот момент именно такое поведение.
Психологи объясняют «плохое поведение» детскими впечатлениями, бессознательными мотивами, наследственностью, окружающей средой и воспитанием. Такие объяснения, какими бы справедливыми они ни были, не помогут установить в классе нормальную дисциплину. Так, учительница Веры Сёмушкиной ничего не может сделать, чтобы изменить детские впечатления Веры, а учительница геометрии Коли Харитонова не может изменить его условий жизни. Энтузиазм Светы Петровой объясняется тем, что за каждую похвалу или отличную оценку она дома получает денежное вознаграждение, и её учительница не в состоянии изменить такой способ мотивации, придуманный Светиными родителями. Дина с такой готовностью остаётся после уроков, потому что ей не хочется идти домой, где царит напряжённая атмосфера, и её учительница не изменит обстановку в семье Дины.
Учителям не дано возвращать в прошлое своих учеников, так же как изменять их жизнь вне школы. Но, когда мы понимаем, что конкретное поведение — это вы-бор человека, мы тем самым приобретаем силу, чтобы начать влиять на решение наших учеников сделать этот выбор. Право выбора должно быть признано учителем за каждым. Нельзя без ущерба для личности ребёнка лишать его этого права, ставя в безвыходную ситуацию. Выбор существует и у нас: мы можем действовать привычными методами «манипулирования», не оставляя ученику ино-го решения, а можем захотеть что-то изменить в собственном поведении (а это требует смелости), научиться взаимодействовать с учениками, чтобы они захотели выбирать адекватное реагирование.
II закон. Любое поведение подчинено общей цели — чувствовать себя принадлежащим к школьной жизни
Другими словами, — чувствовать свою важность и значимость. Эта потребность естественна для любого, поскольку люди — социальные существа. Ежедневно в течение 9 или И лет половину дня ребята проводят в школе, поэтому можно считать нормальным желание каждого занять своё место в этой общности. Такое желание воплощается в трёх частных целях.
1. Ощущать свою состоятельность в учебной деятельности (интеллектуальную состоятельность).
2. Строить и поддерживать приемлемые отношения с учителем и одноклассниками (коммуникативная состоятельность).
3. Вносить свой вклад в жизнь класса и школы (состоятельность в коллективной деятельности).
Ученики пытаются достигнуть этих целей всеми возможными способами. Если им неизвестны или недоступны способы приемлемые, они используют то, что мы называем «нарушением дисциплины», или «плохим поведением».
III закон. Нарушая дисциплину, ученик осознаёт, что ведёт себя неправильно, но может не осознавать, что за этим нарушением стоит. А это одна из четырёх целей: привлечь внимание, достичь власти, отомстить, избежать неудачи
Привлечение внимания. Некоторые выбирают «плохое поведение», чтобы привлечь особое внимание учителя. Они всё время хотят быть в центре внимания, не давая вести урок, а остальным — понимать учителя.
Власть. Некоторые ученики «плохо» ведут себя, потому что для них важно быть главными. Они пытаются установить свою власть над учителем, над всем классом. Часто они демонстрируют своим поведением: «Ты мне ничего не сделаешь» — и разрушают тем самым установленный в классе порядок.
Месть. Для некоторых главной целью их излишней активности становится месть за реальную или вымышленную обиду. Мстить они могут кому-то из учителей, ребят, а иногда и всему классу.
Избегание неудачи. Некоторые так боятся повторить поражение, неудачу, что предпочитают ничего не делать. Им кажется, что они не могут выполнить требования учителей, родителей, свои собственные чрезмерно завышенные требования. Они часто мечтают, чтобы все оставили их в покое, находятся в изоляции, неприступные и «непробиваемые» ни для каких методических ухищрений педагога.
Эти четыре мотива выделил в 1930-е годы американский педагог Рудольф Дрейкур. Он писал: «Когда меня спрашивают, на основании какой теории я вывел эти четыре причины? Почему их не пять и не сто? — Я отвечаю, что просто наблюдал за детьми и нашёл только четыре мотива их плохого поведения. В 90 /о случаев присутствует один из этих четырёх мотивов. Если вы можете предложить что-то лучшее — пожалуйста».
Каковы бы ни были цели дурных поступков учащихся, мы должны взаимодействовать с ними. А если мы научимся определять цель нарушения дисциплины, то сможем правильно строить общение, заменить неконструктивный способ на разумный и эффективный. И так не один раз, а всё время.
Стратегии педагогов: правила
Всё, о чём мы будем сейчас говорить, касается личности самого учителя — изменения его установок и реакций для достижения желаемых отношений с учениками. Без этого не обойтись, ведь никакие слова и действия, как бы тщательно ни были они подготовлены, не приведут к успеху, если учитель лукавит в своих установках и чувствах.
Правило 1. Акцентировать внимание на поступках (поведении), а не на личности
Начинать свою работу следует с характеристики поведения без его оценки. Объясняя ребенку, почему его поступки так огорчают вас, избегайте оценочных слов вроде «плохо», «неправильно», «глупо», «по-хамски». Субъективные слова только вызывают раздражение, «заводят» нас самих и в итоге уводят от решения проблемы.
Ведя разговор о проступке, будем ограничиваться обсуждением того, что случилось. Обсуждая с учеником его поведение или выбирая способ вмешаться, важно говорить только о том, что происходит прямо здесь, и в данный момент. Выход за рамки «здесь и сейчас» и ученика, и вас наводит на мысль, что его поступок — что-то неизбежное и неисправимое. Своего рода тупик. В самом деле, если Ваня или Таня «всегда» так ведут себя или «всегда будут» это делать, то как можно требовать, чтобы они попытались вести себя по-другому? Девиз «здесь и сейчас» — точка опоры для воспитателя!
Мы должны быть твёрдыми в отношении проступка и в то же время — доброжелательными в отношении ученика, чтобы у него не возникло желание «отбиться» и не пропало желание общаться. Это правило может быть выражено таким девизом: «То, что ты делаешь, должно быть сейчас же прекращено, но я всё ещё с симпатией отношусь к тебе!» Такая установка декларирует веру в то, что ученики могут вести себя как следует. Ваша вера в них — самый мощный импульс измениться, ибо она повышает самоуважение.
Правило 2. Управлять своими эмоциями
Когда ученик демонстрирует плохое поведение — властное или мстительное, — наши собственные эмоции очень неприятны. Это могут быть гнев, возмущение, страх или беспомощность. То, что вы чувствуете, — нормально.
Но контролируйте эмоции! Когда нас душат гнев и возмущение, мы уже не можем ни мыслить здраво, ни действовать логично. Хуже того: мы демонстрируем отрицательные эмоции нашим ученикам тоном, мимикой, всем своим видом. И этим укрепляем решение вести себя плохо, даём очевидное оправдание. Наш гнев — то, чего добивается ученик, жаждущий власти. Если мы демонстрируем свои отрицательные эмоции, — мы заставляем такого ученика продолжать своё поведение. Ведь маленький человек, который способен так потрясать взрослого, в самом деле обладает силой!
Когда учитель управляет своими отрицательными эмоциями и не выливает на головы учеников потоки «благородного гнева», он даёт классу очень много: а) просто лишает властолюбца желаемой реакции и б) готовит почву для успешного взаимодействия.
Ребята ожидают определённой реакции, которую можно предсказать, забрасывают «крючок», мы ловим его, и игра начинается. Они быстро вызывают у нас реакцию гнева, ведь ради него игра и затевается, а итог игры — свидетельство нашего поражения. Но попробуйте отказаться от игры. Это непросто. Один из способов — контролировать эмоции.
Часто учителя просто переполнены отрицательными эмоциями и нуждаются в установлении равновесия, иначе головной боли к концу дня не избежать.
Попробуем всё же без неё обойтись. Можно «разряжаться» в ванной, включив на полную мощность воду, чтобы вас не слышали. Затем представьте, что перед вами сидит ваш юный обидчик, и выговаривайте ему всё, что не сказали в классе. На время забудьте про принцип «не оценивать», про вежливость и т.д. Кричите всё, что хотите, оценивайте, обвиняйте, и как можно громче. В конце концов вы почувствуете себя успокоенным, даже опустошённым.
Правило 3. Не усиливать напряжение ситуации
Никогда не делайте и не говорите того, что может усилить напряжение ситуации — как для ученика, так и для вас. Это очень трудно — научиться не увеличивать, а снижать напряжённость ситуации. Перечислим типичные ошибки в реагировании на выходки.
Мы ошибаемся, если в ответ на выходку в напряжённой ситуации:
- повышаем голос;
- произносим фразу типа «Учитель здесь пока ещё я»;
- оставляем последнее слово за собой;
- используем позы и жесты, которые «давят»: напряжённые позы, сжатые челюсти и сцепленные руки, говорим «сквозь зубы»;
- используем уничижительные, оскорбительные, унижающие выражения;
- прибегаем к сарказму;
- обращаемся к оценке характера;
- действуем как начальник (с превосходством);
- используем физическую силу;
- втягиваем других людей в конфликт;
- настаиваем на своей правоте;
- читаем проповеди;
- ставим учеников в угол;
- оправдываемся, защищаемся или снисходительно соглашаемся;
- делаем обобщения вроде «Вы все одинаковы»;
- позволяем себе необоснованно изобличать;
- изображаем негодование;
- придираемся, добиваясь своего придирками;
- передразниваем учеников;
- сравниваем одного ученика с другим;
- командуем, требуем, давим.
Некоторые из этих реакций могут изменить ситуацию лишь на короткое время. Но плата за недолгое спокойствие оказывается слишком высокой. Отрицательный эффект такого поведения учителя приносит куда больше неприятностей, чем сама его причина. Зачем же использовать столь рискованные методы, когда можно выбрать более эффективные?
Кстати, часто некоторые награды, которые получают от нас ученики, напоминают взятки и поддерживают намерение вновь и вновь демонстрировать непослушание, чтобы вновь получить подобное. Если вы скажете Пете: «Не будешь списывать сейчас и сделаешь сегодняшнюю самостоятельную работу на самом деле самостоятельно — я не спрошу тебя завтра на геометрии», — в следующий раз он у вас поинтересуется: «Мне списывать или вы не будете спрашивать меня завтра на геометрии?» Любой из ваших выборов будет неудачным. Если вы выбрали первое, — тем самым разрешаете списывать. Если второе, — в следующий раз тот же ученик потребует за честную работу большую плату: например, не спрашивать его ни на геометрии, ни на алгебре.
Правило 4. Обсуждать проступок позже
Поговорить о поведении ученика или его решении нужно обязательно, но только не в момент самой выходки. В тот момент, когда вы оба — и учитель, и ученик — возбуждены, вам вряд ли удастся взаимодействовать конструктивно. Вы не услышите, что вам говорит ученик, а он не услышит вас. Особенно когда работают «сильные отрицательные эмоции» в случаях властного и мстительного поведения.
Когда же обсуждать случившееся? Возможно, через час, а может быть, через день. Когда каждый успокоится и сможет разумно рассуждать. Когда учитель будет в состоянии говорить объективно, причём именно о том, что произошло, а не о том, кто виноват, то есть сможет показать действия, а не действующего.
Вы спросите, как ученик узнает, что его поведение неправильное, если мы не укажем ему на это в момент, когда он плохо себя ведёт?
Вот Саша, семиклассник, матерится на физкультуре. Разве ему не известно, что он «делает что-то нехорошее»? Конечно, известно. Он получит большое удовлетворение, просто подарок от вас, если перед классом вы начнёте читать пятьсот двадцать седьмую лекцию о чистоте русского языка. Лучше всего в этом случае отреагировать немедленно, но совсем не так, как ожидает школьник. А вот серьёзное обсуждение отложить на то время, когда Саша не сможет извлечь выгоду.
Ученики будут уверены, что вы не попустительствуете выходкам их одноклассников, если время от времени организуете общие дискуссии о нарушениях поведения. На этих дискуссиях вы можете объяснить им, что является приемлемым, а что нет в определённых ситуациях. Кроме того, они будут знать, что вы всегда готовы быть на стороне порядка.
Правило 5. Позволять ученику «сохранить лицо»
Ученики, особенно властолюбцы, не успокаиваются, пока не устроят «шоу». Вместе с тем они знают, что учитель сильнее, и имеет свои «козыри», чтобы вынудить их поступить по-другому. В результате такие ученики всё-таки сделают то, о чём вы их просите, но по-своему. Они играют в игру, которую можно так и назвать: «По-своему». В этой игре они дают нам то, что мы просим, но с оговоркой: «Я сделаю это, но по-своему, а не вашим способом». Почему-то именно это больше всего возмущает нетерпеливого раздражённого учителя. Согласие подчиниться он воспринимает как демонстрацию слабости, но требует полного подчинения себе — и вызывает новую волну конфронтации. Мудрый учитель умеет играть в игру «По-своему», потому что он знает: если мы играем в эту игру с учеником, мы позволяем ему «сохранить лицо», а вместе с тем получаем то, что нам нужно. Оба игрока тем самым выигрывают.
Вы просите Марину не ходить по классу и занять своё место. Она соглашается, но, направляясь к своей парте, бормочет что-то невнятно и сердито. Бормочет негромко, понять ничего нельзя. В конце концов она же села, то есть вы своего добились. Но многие учителя допускают типичную ошибку — требуют полного подчинения, не используя игру «По-своему». Вот как выглядит эта ошибка.
Учитель: Марина, что ты бормочешь? Марина (сухо): Ничего. Учитель: Я же слышу. Повтори, что ты сказала!
Марина (громко, с сарказмом): Я только высказываю свои мысли вслух. Думаю. Вы против того, чтобы ученики думали?
Заметим, что вообще подобная реакция (ворчание) — нормальная для человека. Вспомните свою собственную реакцию: когда вам тоже приходилось подчиняться, делать что-то, не входящее в ваши планы.
Недовольное ворчание — не единственная реакция в игре «По-своему».
Ученики используют и другие «свои способы»:
- «тянут» несколько секунд, прежде чем согласиться;
- строят гримасы, выполняя вашу просьбу;
- жестами выражают недовольство и неуважение;
- ещё раз-другой повторяют то, что их просят прекратить делать, и только потом перестают;
- перед тем как подчиниться, говорят что-то типа «не буду, не хочу», чтобы последнее слово осталось за ними.
Но они подчинятся после этого! Если им позволить исполнить эту безвредную игру «По-своему», — инцидент будет исчерпан скорее. При этом вы как учитель получите то, что хотели, и не заденете достоинства ученика. Оба — в выигрыше!
Правило 6. Демонстрировать неагрессивное поведение
Конфронтация выбивает из колеи, эмоции выходят из-под контроля. В этой ситуации люди часто начинают общаться агрессивно. Крик, обвинения, унижение, ругань — всё это агрессивное общение.
Даже если мы научились контролировать свои эмоции (например, с помощью аутотренинга), — в момент конфликта они всё же могут захлестнуть нас. Поэтому придерживайтесь правил:
1. Отложить «на потом» дисциплинарные меры.
2. Применить в момент конфронтации одну из миротворческих, разряжающих атмосферу акций. А воспитательные монологи отложим на то время, когда будем абсолютно спокойны.
Дети быстро перенимают неагрессивную модель. Они делают то, что делаем мы, говорят так, как говорим мы. И если мы ведём себя агрессивно, эмоции берут верх над разумом, то и они позволяют себе это.
Конечно, сказанное — лишь отдельные законы и правила, позволяющие установить контроль над дисциплиной. Но именно эти — главные, и важно сделать их органичными нашему общению с ребятами. Тогда дисциплина не будет для них архитектурным излишеством, а для нас — проблемой.
Мы в соцсетях: